Почти век назад Л.С. Выготский писал в книге «Мышление и речь» о научных и житейских понятиях и специфике их развития. Это различение имеет эвристический потенциал и в исследованиях, связанных с областью психотерапии, где можно выделить несколько пластов, соотносящихся с житейскими и научными понятиями.
Сравнение объема исследований, касающихся, скажем, проблемы переноса, контр-переноса или другого научного понятия психотерапевтической теории и практики, и исследований по проблеме утешения, сопереживания, оказывается неутешительным. Разница между ними колоссальна.
Житейские и научные понятия в психологии и психотерапии – одна из интереснейших тем, которая обязательно появится в материалах, размещаемых на нашем сайте. Конечно, бессмысленны и непродуктивны были бы призывы отказаться от милых сердцу и привычных психологических конструктов и бросить все силы на изучение житейских понятий, так или иначе относящихся к душевной жизни человека. Но, наверное, нельзя быть и «Иванами, не помнящими родства», важно помнить не только психологическую, но и человеческую традицию, тем более что она так богато представлена в литературе, живописи, философии, религии, укоренена в обычаях и традициях жизни народа.
Эти соображения побудили нас начать проект, касающийся утешения, и вести его как междисциплинарный, как вовлекающий исследовательские работы на эту тему в рамках разных дисциплин, что бы позволило не потерять то многообразие значений и воплощений, которым за века хождения в культуре обрастает то или иное житейское понятие.